Пулы ликвидности
Пулы ликвидности

Пулы ликвидности

Сейчас тема пулов ликвидности набирает все больше и больше оборотов. Не удивительно, ведь DeFi рынки сейчас в тренде. В этой статье мы постараемся простыми словами на простых и понятных примерах рассказать что это за зверь такой.

DeFi — децентрализованные финансы, к ним относятся некастодиальные протоколы для кредитования под залог криптоактивов, децентрализованные биржи, протоколы выпуска синтетических активов и деривативов. Но наиболее популярный тип DeFi — пулы ликвидности.

Представьте, что есть банк, централизованная организация. У банка есть пункты обмена валют. В этом пункте Вы можете совершить обмен по тем валютам, которыми оперирует банк. Например, это 4 валютные пары: RUB-USD, RUB-EUR, RUB-GBP, RUB-CHF. Ликвидность предоставляет сам банк. Вы можете совершать обмен в обе стороны (например, поменять как рубль на доллар, так и доллар на рубль). Курсы валют определены заранее, они могут обновляться либо каждый день, либо раз в несколько дней. Банки, разумеется, зарабатывают на таких обменных операциях. А прибыль их заключается в разнице курсов покупки и продажи, так называемая маржа.

А теперь представьте такой «обменник», где есть десятки, сотни, а может и тысячи валютных пар и все производимые обменные операции записывались бы в блокчейн, обеспечивая надежность и безопасность данных. Это и есть децентрализованные финансы, т.е. DeFi. Наиболее известными и популярными такими площадками (обменниками) являются Uniswap и PancakeSwap. Однако курсы меняются не раз в день или несколько дней, они меняются после каждого совершенного обмена с этой валютной парой (трейда). Такая валютная пара и называется пулом ликвидности, например, HUB-USDT на площадке Uniswap. Однако ликвидность в этих пулах предоставляется не какой-то одной организацией, а любым желающим пользователем, который сможет предоставить ликвидность валютной паре в соотношении 1:1.

image

Например, HUB = $100 (~100 USDT). Тогда, чтобы добавить ликвидность в пул HUB-USDT, Вам необходимо добавить 1 HUB и 100 USDT. Если хотите добавить 5 HUB, то вместе с ними Вы должны предоставить и 500 USDT.

При этом, у DeFi всё же есть как минимум одно сходство с банками — кто предоставляет ликвидность, тот и зарабатывает на обменах. Банки единолично предоставляют ликвидность, поэтому при обмене зарабатывают только они. В DeFi ликвидность предоставляют пользователи, соответственно, они же и зарабатывают. Заработок происходит пропорционально предоставленной ликвидности. Если моя доля в пуле составляет 5%, тогда я буду получать 5% от всех комиссий, взимаемых при обмене. Размер комиссии зависит от площадки, в Uniswap это 0.3%, в Minter 2 это будет 0.2%.

Доходность провайдера ликвидности

Провайдер ликвидность — тот, кто предоставляет ликвидность в пул.

Пример

Вводные данные:

  • Пул HUB-USDC
  • Количество токенов HUB в пуле: 100
  • Количество токенов USDC в пуле: 5000
  • Количество провайдеров ликвидности: 2
  • Первый провайдер ликвидности предоставил: 70 HUB и 3500 USDC
  • Второй провайдер ликвидности предоставил: 30 HUB и 1500 USDC
  • Комиссия за обмен: 1% (для удобства рассчета, реальные проценты ниже)

Таким образом, цена 1 HUB = 50 USDC. А доли провайдеров распределились на 70% и 30% соответственно.

Пользователь совершает обмен: покупает 10 HUB за 500 USDC. Платит за это комиссию 5 USDC (1%). В пуле меняется соотношение токенов, соответственно и курс:

  • Количество токенов HUB: 90
  • Количество токенов USDC: 5500
  • Текущий курс HUB: 61.11 USDC

При этом, провайдеры ликвидности получили доход в соответствии со своей долей: первый провайдер получил 3.5 USDC (70%), второй провайдер — 1.5 USDC (30%).

Impermanent loss

Impermanent loss — дословно переводится как «непостоянная потеря». Простыми словами — частичная потеря прибыли, или «недополучение прибыли».

Пример

Вводные данные:

Пул HUB-USDC

1 HUB = 100 USDC

Сергей предоставил ликвидность в пул: 1 HUB и 100 USDC. Всего в пуле 10 HUB и 1 000 USDC. Таким образом, доля Сергея составляет 10%.

Через какое-то время, пользователи, совершая обмены, в результате которых они добавляли в пул USDC, но забирали оттуда HUB, цена на HUB выросла до 400 USDC. Сейчас в пуле 5 HUB и 2 000 USDC.

Сергей решил забрать свои средства из пула. Так как его доля составляла 10%, то он вывел 0,5 HUB и 200 USDC. Если переводить все в доллары, то сейчас у Сергея $400, верно? (0,5 HUB * 400 USDC + 200 USDC).

Но, если бы Сергей не предоставлял ликвидность в пул, а просто холдил (держал на кошельке) 1 HUB и 100 USDC, у него сейчас было бы $500 (1 HUB * 400 USDC + 100 USDC). Разница составила $100, это и называется impermanent loss или недополучение прибыли.

Ниже представлены показатели impermanent loss при изменениях стоимости токена:

  • Изменение цены на 25% (1,25 раза) = 0,6% недополучения прибыли
  • Изменение цены на 50% (1,5 раза) = 2%
  • Изменение цены на 75% (1,75 раза) = 3,8%
  • Изменение цены на 100% (2 раза) = 5,7%
  • Изменение цены на 200% (3 раза) = 13,4%
  • Изменение цены на 300% (4 раза) = 20%
  • Изменение цены на 400% (5 раз) = 25,5%

Обязательно нужно учитывать этот показатель, когда будете просчитывать прибыльность провайдинга. Эта потеря может быть компенсирована за счет комиссий, которые провайдер получает за предоставление ликвидности, а так же за счет фарминга.

Фарминг

Фарминг — бонусы от проекта за предоставление ликвидности. Например, в пуле ликвидности HUB-USDT бонусы (фарминг) будут предоставляться за счет команды блокчейна Minter, которые будут поощрять провайдеров за поддержание ликвидности одного из токенов проекта (в данном случае токена сайдчена Minter Hub)

Таким образом, благодаря доходности от комиссий и фарминга, провайдеры ликвидности могут зарабатывать десятки, а иногда и сотни процентов годовых.

Пулы ликвидности с токеном HUB

Пул ликвидности HUB в PancakeSwap (BSC)
Пул ликвидности HUB в PancakeSwap (BSC)

➡️ Следующий раздел

⬅️ Предыдущий раздел

Liquidity pools

Liquidity pools

Right now the topic of liquidity pools is getting more and more traction. Not surprising, considering DeFi markets are trending right now. In this article we’ll try to simplify at as much as possible and provide examples.

DeFi are decentralized finances, specifically non-custodial protocols for lending to cryptoassets, decentralized exchanges, release protocols for synthetic assets and derivatives. But the most popular kind of DeFi are liquidity pools.

Imagine a bank, a decentralized organization. The bank has currency exchange points. There you can perform an exchange between the currencies the bank operates with. For example, it’s 4 currency pairs: RUB-USD, RUB-EUR, RUB-GBP, RUB-CHF. Liquidity is provided by the bank. You can exchange both ways (rubles to dollars, dollars to rubles). The exchange rates are determined prior, they may be updated daily or biweekly. Banks, of course, make money off these operations. And their profit is based off of the differences of the buying/selling exchange rates, margins.

Now imagine a similar “exchange” where there are dozens, hundreds, possibly thousands of currency pairs and the exchange operations are saved in the blockchain, providing reliability and security. This is exactly what decentralized finance, or DeFi, is. The most popular of these platforms are Uniswap and PancakeSwap. Exchange rates don’t change every day or every few days, they change after every single trade with this currency pair. This pair is called a liquidity pool, for example HUB-USDT on Uniswap. The liquidity here is not provided by an organization, but by any user that can provide liquidity to a pair with 1:1 accuracy.

image

For example, HUB = $100 (~100 USDT). To add liquidity to the HUB-USDT pool you need to add 1 HUB and 100 USDT. If you want to add 5 HUB, you have to add 500 USDT along with it.

Still, DeFi has one thing in common with banks — the one providing liquidity is the one who makes money off trades. Banks individually provide the liquidity, so they are the only ones profiting off exchanges. In DeFi liquidity is provided by the user base, and they all profit. The profits are distributed proportionally to the provided liquidity. If my share in a pool is 5%, then I’ll receive 5% of all fees taken on trades. The volume of the fee is dependent on the platform, on Uniswap it’s 0.3%, on Minter it’ll be 0.2%.

Liquidity provider profitability

A liquidity provider is someone who provides liquidity for a pool.

Example

Input data:

  • Pool HUB-USDC
  • Amount of HUB in the pool: 100
  • Amount of USDC in the pool: 5000
  • Amount of liquidity providers: 2
  • The first liquidity provider brought: 70 HUB and 3500 USDC
  • The second liquidity provider brought: 30 HUB and 1500 USDC
  • Exchange fee: 1% (for convenience sake, the real percentage is lower)

This means that 1 HUB = 50 USDC. The providers’ shares were distributed as 70% and 30% respectively.

A user makes an exchange: purchases 10 HUB for 500 USDC. They pay a fee of 5 USDC (1%). The correlation of the coins changes in the pool, and the exchange rates with it:

  • Amount of HUB: 90
  • Amount of USDC: 5500
  • Current HUB exchange rate: 61.11 USDC

The liquidity providers received a profit according to their share: the first provider got 3.5 USDC (70%), the second provider got 1.5 USDC (30%).

Impermanent loss

Impermanent loss — partial loss of profit.

Example

Input data:

Pool HUB-USDC

1 HUB = 100 USDC

Leon provided liquidity for the pool: 1 HUB and 100 USDC. There’s 10 HUB and 1 000 USDC total in the pool. Leon’s share is 10%.

After some time, users, completing trades, resulting in which they added USDC to the pool, taking HUB for it, the price of HUB increased to 400 USDC. Now there’s 5 HUB and 2 000 USDC in the pool.

Leon decided to take his money back from the pool. Since his share was 10%, he extracted 0.5 HUB and 200 USDC. Translated into dollars, Leon should have $400 now, right?

But, if Leon, instead of providing liquidity for the pool, held the tokens on his wallet (1 HUB and 100 USDC), he would have $500 (1 HUB x 400 USDC + 100 USDC). There’s a difference of $100, this is called impermanent loss.

Here are some impermanent loss examples on token price fluctuation:

  • 25% price change (1.25x) = 0.6% impermanent loss
  • 50% price change (1.5x) = 2%
  • 75% price change (1.75x) = 3.8%
  • 100% price change (2x) = 5.7%
  • 200% price change (3x) = 13.4%
  • 300% price change (4x) = 20%
  • 400% price change (5x) = 25.5%

Always keep this factor in mind when accounting for the profitability of providing. This loss may be compensated with fees that the provider receives for providing liquidity, as well as farming.

Farming

Farming in a system for bonuses from the project for providing liquidity. For example in the HUB-USDT pool the bonuses (farming) are provided by the Minter team, who will reward providers for supporting the liquidity of one of the project’s tokens (in this case the coin of the Minter Hub sidechain).

This way, thanks to the profitability of fees and farming, liquidity providers can make dozens, sometimes hundreds in profit percentages yearly.

Liquidity pools with HUB

HUB liquidity pool on PancakeSwap (BSC)
HUB liquidity pool on PancakeSwap (BSC)

⬅️ Previous section

© 2021 BTC.Secure Inc.